Добро пожаловать!

Вход в аккаунт

Зеркало жизни

Как-то проходя по столичному «бродвею», среди множества продаваемых безделушек, поделок из дерева, броской «мазни», рассчитанной на внешний эффект, а также миниатюр в восточном стиле, обратила внимание на ряд работ скромно стоящих в стороне. Конечно, это был не оригинал произведений известного художника, а его копия, в которой удивительно тонко передана атмосфера старого Ташкента. Усто Мумин… Много ли знает о нем сегодняшнее поколение? Давайте вместе попробуем окунуться с головой в прошлое…

Автор: Оксана

10.12.2019 Самопознание
  • 0
  • 474

Зеркало жизни

Стоит всмотреться в картины художника, и вот, ты уже идешь по старым немощенным улочкам между глинобитными домами. А вот и картины юноши с перепелкой и жениха в восточном костюме. На белом коне он скачет навстречу с любимой… В каждом штрихе чувствуется любовь художника, передавшего на холсте «дыхание Востока».

Настоящее имя Усто Мумина – Александр Николаев. Первые пять после приезда из Москвы в нашу страну мастер работал в Самарканде. Его увлечение Востоком не было внешним. Мастер был заворожен яркостью красок Востока, самобытностью и красотой края, мудростью простых людей, что и решил воплощать в своих полотнах.

И он исследует жизнь Востока, изучает средневековый Туркестан по его легендам, сохранившимся документам углубляясь в жизнь старых кварталов, присутствуя на традиционных обрядах. Мастер за короткий период проникся этой действительностью, можно сказать, сросся с ней душою. Его восхищало абсолютно все - и голубой купол неба, и красота колышущихся на ветру тополей, устремленные ввысь минареты, зачарованные дети.

Условность и реальность в произведениях Николаева настолько неуловимо сложны, насколько сложно его обращение к Востоку и Западу. Тем не менее он стоит на столь реальных позициях, что создает совершенно убедительные в своей образности картины. Так, в темпере «Чайханщик» голова старика с седой бородой помещена художником в пространстве комнаты. Соломенная циновка на полу, самовар с одной стороны и кумган с ляганом в нише -  с другой, дверь с видом на освещенную солнцем улицу образуют то замкнутое пространство, в котором мы видим реально написанную, объемную, с душистой розой за ухом голову старика. Соотношение условно и реально написанных деталей помогает создать равновесие между реалистическими и условными приемами в решении образа.

Насколько сильна у Усто Мумина потребность перевоплотиться в создаваемый образ, можно проследить хотя бы по его иллюстрациям к изданию анекдотов Ходжи Насреддина. Маленький юркий старик в иллюстрациях Усто Мумина приобретает удивительную емкость народного характера. Типичные черты внешнего облика, улыбка, смех, удивление, лукавство – все проходит перед нашими глазами с быстрой сменой действия и настроения в кратких рассказах. Умение передать эту быструю смену было бы непостижимо, если бы Николаев не обладал даром перевоплощаться в образ.

Мастерство обобщения у Усто Мумина проистекает из серьезного изучения натуры. Помножить это на каждодневное изучение природы, анализ происходящего вокруг, и вот вам непревзойденность кисти мастера! Именно поэтому художник с такой свободой создал легкие по восприятию, но удивительно сложные по своей глубине композиции, ставшие зеркалом той жизни, которая его окружала. Создал произведения неподвластные времени. Быть может, а скорее всего именно поэтому они находят живой отклик и у современного зрителя.

 


Оставьте комментарий